Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Работа по музыкальному воспитанию включает:
- приобщение к музыкальному искусству;
- развитие музыкальности воспитанников;
- развитие музыкально-художественной деятельности.
Музыкальный зал оснащён:
- фортепиано,
- микрофоны;
- колонка,
- каталог музыкально-дидактических игр,
- портреты композиторов,
- методическая литература по музыкальному воспитанию,
- атрибуты для игровой и театрализованной деятельности,
- музыкальные инструменты (металлофоны, треугольники, бубны, маракасы, ложки, трещотки и др.).
Библиотека как самостоятельная структурная единица в ДОУ отсутствует. Библиотечный фонд для обеспечения методической работы и образовательного процесса расположен в методическом кабинете. Методический кабинет детского сада оснащён всем необходимым для обеспечения образовательного процесса с дошкольниками
Кабинет педагога-психолога
В нашем учреждении имеется кабинет педагога психолога.Кабинета педагога-психолога разделен на различные функциональные зоны, оснащены современным оборудованием, различными методическими пособиями, специализированной литературой и мебелью, соответствующей требованиям СанПиНа.
Кабинет учителя-логопеда
В нашем учреждении имеется два кабинета учителя-логопеда.Оба кабинета учителя-логопеда разделены на различные функциональные зоны, оснащены современным логопедическим оборудованием, различными методическими пособиями, специализированной литературой и мебелью, соответствующей требованиям СанПиНа.
Кабинет учителя-дефектолога
В нашем учреждении имеется четыри кабинета учителя-дефектолога: по одному в каждой группе, соответсвенно.Все кабинеты учителя-дефектолога разделены на различные функциональные зоны, оснащены современным оборудованием, различными методическими пособиями, специализированной литературой и мебелью, соответствующей требованиям СанПиНа.
Доступная среда
Одним из приоритетных направлений государственной политики ДНР является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь:
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
Дети с нарушением слуха
Дети с нарушением зрения
Дети с соматическими заболеваниями
Дети с задержкой психического развитии (ЗПР)
Дети с расстройствами раннего детского аутизма
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации доступной предметно-развивающей среды учитываются:
закономерности психического развития,
показатели здоровья дошкольников,
психолого-физиологические особенности,
уровень общего развития,
коммуникативные особенности и речевое развитие,
эмоциональное благополучие.
В ГКДОУ № 168 функционируют 4 групп компенсирующей направленности, из них 3 для детей с расстройством аутистического спектра и 1 для детей с умственной отсталостью. Тут созданы условия для успешного осуществления образовательного процесса и полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В соответствии с требованиями ГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ГОС ДО.
При построении коррекционной образовательной среды в ДОУ для детей с ОВЗ мы учитываем следующие принципы:
Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Объекты для проведения практических занятий, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
В учреждении имеются музыкальный зал, уличная спортивная площадка, кабинет педагога-психолога, учителя-дефектолога, кабинет учителя-логопеда. Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно - развивающую деятельность: 2 учителя – логопеда, 4 учителя - дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель. В детском саду оборудованы комфортные групповые ячейки. В каждой группе для занятий отведена учебная зона.
Наличие оборудованных объектов спорта
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания
- Печатные (книги для чтения, методическая литература, раздаточный материал)
- Электронные (образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)
- Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях),
- Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
- Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
- Спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и др.)
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребёнка.
Оборудование в детском саду отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и др.
Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и др.
Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы.
Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, разнообразные виды кукольного театра, энциклопедии и пр.
Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр, для подвижных игр, дидактических игр.
Для познавательной деятельности в группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В МБДОУ № 168 создано едино информационное пространство для обеспечения эффективной социализации всех участников воспитательно-образовательного процесса в условиях информационного общества.
Информационная база оснащена:
электронной почтой;
выходом в Интернет;
разработан и действует сайт МБДОУ № 168;
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.
Обучающиеся ДОО не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусматривается основной общеобразовательной программой ДОО
Техническая инфраструктура дошкольного учреждения включает в себя компьютеры, ноутбуки и МФУ.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей.
Электронные ресурсы:
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
Федеральный портал «Российское образование»
3. -http://school-collection.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Электронно-образовательные ресурсы для воспитателей:
Детский портал «Солнышко»
Газета «Дошкольное образование»
"Детский психолог"
4. http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=7&r=8&s=25
Журнал "Обруч"
5. http://doshvozrast.ru/index.htm
Воспитание детей дошкольного возраста
Электронные образовательные ресурсы, полезные для родителей :
На данном сайте во вкладке "Полезная информация" представленны статьи на различные темы: как воспитать творческие способности у ребёнка, нужен ли детям отпуск от детского сада, семейный досух, зачем нужно семейное воспитание, как справиться с кризисом трёх лет, как развивать любовь к чтению и многое другое интересное и полезное для развития педагогической культуры родителей.
На данном сайте расположен "Полезный журнал для родителей" в нём расположено множество интересных и развивающих педагогическую культуру родителей статей. В статьях раскрыты такие темы: как понять, что ребёнок устаёт от учёбы и кружков, мой ребёнок- непоседа, как он будет заниматься онлайн?, как помочь адаптироваться в новом учебном месте, как понять, что вы токсичный родитель, преодоление страхов и многое другое.
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
Наличие оборудованных библиотек
Документы отсутствуют