Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие оборудованных учебных кабинетов

Работа по музыкальному воспитанию включает:

  • приобщение к музыкальному искусству;
  • развитие музыкальности воспитанников;
  • развитие музыкально-художественной деятельности.

   Музыкальный зал оснащён:

  •     фортепиано,
  •     микрофоны;
  •     колонка,
  •     каталог музыкально-дидактических игр,
  •     портреты композиторов,
  •     методическая литература по музыкальному воспитанию,
  •     атрибуты для игровой и театрализованной деятельности,
  •     музыкальные инструменты (металлофоны, треугольники, бубны, маракасы, ложки, трещотки и др.).

Библиотека как самостоятельная структурная единица в ДОУ отсутствует. Библиотечный фонд для обеспечения методической работы и образовательного процесса расположен в методическом кабинете. Методический кабинет детского сада оснащён всем необходимым для обеспечения образовательного процесса с дошкольниками

Кабинет педагога-психолога

В нашем учреждении имеется кабинет педагога психолога.

Кабинета педагога-психолога  разделен на различные функциональные зоны, оснащены современным оборудованием, различными методическими пособиями, специализированной литературой и мебелью, соответствующей требованиям  СанПиНа. 

Кабинет учителя-логопеда

В нашем учреждении имеется два кабинета учителя-логопеда.

Оба кабинета учителя-логопеда разделены на различные функциональные зоны, оснащены современным логопедическим оборудованием, различными методическими пособиями, специализированной литературой и мебелью, соответствующей требованиям  СанПиНа. 

Кабинет учителя-дефектолога

В нашем учреждении имеется четыри кабинета учителя-дефектолога: по одному в каждой группе, соответсвенно. 

Все кабинеты учителя-дефектолога разделены на различные функциональные зоны, оснащены современным  оборудованием, различными методическими пособиями, специализированной литературой и мебелью, соответствующей требованиям  СанПиНа. 

Доступная среда

Одним из приоритетных направлений государственной политики ДНР является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. 

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь:

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
Дети с нарушением слуха

Дети с нарушением зрения
Дети с соматическими заболеваниями
Дети с задержкой психического развитии (ЗПР)
Дети с расстройствами раннего детского аутизма

Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Помимо этого, при организации доступной предметно-развивающей среды учитываются:

закономерности психического развития,
показатели здоровья дошкольников,
психолого-физиологические особенности,
уровень общего развития,
коммуникативные особенности и речевое развитие,
эмоциональное благополучие.


В ГКДОУ № 168 функционируют 4 групп компенсирующей направленности, из них 3 для детей с расстройством аутистического спектра и 1 для детей с умственной отсталостью. Тут созданы условия для успешного осуществления образовательного процесса и полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В соответствии с требованиями ГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ГОС ДО.

При построении коррекционной образовательной среды в ДОУ для детей с ОВЗ мы учитываем следующие принципы:

Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий

Объекты для проведения практических занятий, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

В учреждении имеются музыкальный зал,  уличная спортивная площадка,  кабинет педагога-психолога, учителя-дефектолога,  кабинет учителя-логопеда. Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно - развивающую деятельность: 2 учителя – логопеда, 4 учителя - дефектолог, педагог-психолог,  музыкальный руководитель. В детском саду оборудованы комфортные групповые ячейки. В каждой группе для занятий отведена учебная зона.

Наличие оборудованных объектов спорта

Спортивный зал в МБДОУ №168 отсутствует. Занятия по физической активности проводятся в музыкальном зале или группе. Каждая группа оснащена физкультурным уголком,  в котором имеется различное оборудование для проведения физультурных занятий, подвижных и спортивных игр.

Наличие оборудованных средств обучения и воспитания

Средства обучения и воспитания

  • Печатные (книги для чтения, методическая литература, раздаточный материал)
  • Электронные (образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)
  • Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях),
  • Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
  • Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
  • Спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и др.)

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребёнка.

Оборудование в детском саду отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.

Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и др.

Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и др.

Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы.

Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов,  разнообразные виды кукольного театра,  энциклопедии и пр.

Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр,  для подвижных игр, дидактических игр.

Для познавательной деятельности в группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

В МБДОУ № 168 создано едино информационное пространство для обеспечения эффективной социализации всех участников воспитательно-образовательного процесса в условиях информационного общества.

Информационная база оснащена:

электронной почтой;
выходом в Интернет;
разработан и действует сайт МБДОУ № 168;
Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.

Обучающиеся ДОО  не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусматривается основной общеобразовательной программой ДОО

Техническая инфраструктура дошкольного учреждения включает в себя компьютеры, ноутбуки и МФУ.

Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей.

Электронные ресурсы:

1.  http://www.mon.gov.ru

Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

2. http://www.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

3. -http://school-collection.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

4. http://fcior.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Электронно-образовательные ресурсы для воспитателей:

1.http://www.solnet.ee

Детский портал «Солнышко» 

2. http://dob.1september.ru 

Газета «Дошкольное образование»

3. http://www.childpsy.ru

 "Детский психолог"

4. http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=7&r=8&s=25

Журнал "Обруч"

5. http://doshvozrast.ru/index.htm

Воспитание детей дошкольного возраста

Электронные образовательные ресурсы, полезные для родителей :

  1. Полезные статьи для родителей - советы (centerdetskiy.ru)

На данном сайте во вкладке "Полезная информация" представленны статьи на различные темы: как воспитать творческие способности у ребёнка, нужен ли детям отпуск от детского сада, семейный досух, зачем нужно семейное воспитание, как справиться с кризисом трёх лет, как развивать любовь к чтению и многое другое интересное и полезное для развития педагогической культуры родителей.

  1. Полезные статьи: советы родителям дошкольников | Информация о здоровье, развитии и воспитании детей в нашем блоге - CareMyBaby

На данном сайте расположен "Полезный журнал для родителей" в нём расположено множество интересных и развивающих педагогическую культуру родителей статей. В статьях раскрыты такие темы: как понять, что ребёнок устаёт от учёбы и кружков, мой ребёнок- непоседа, как он будет заниматься онлайн?, как помочь адаптироваться в новом учебном месте, как понять, что вы токсичный родитель, преодоление страхов и многое другое.

Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии

В организации общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется

Наличие оборудованных библиотек

Документы отсутствуют

О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Организация не располагает общежитием, интернатом. Информация о доступе отсутствует

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Сведения специальных технических средствах обучения коллективного и индивидуального пользования лиц с ОВЗ отсутствуют

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie