Доступная среда

Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)

Специально оборудованные учебные кабинеты

Одним из приоритетных направлений государственной политики ДНР является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. 

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь:

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
Дети с нарушением слуха

Дети с нарушением зрения
Дети с соматическими заболеваниями
Дети с задержкой психического развитии (ЗПР)
Дети с расстройствами раннего детского аутизма

Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Помимо этого, при организации доступной предметно-развивающей среды учитываются:

закономерности психического развития,
показатели здоровья дошкольников,
психолого-физиологические особенности,
уровень общего развития,
коммуникативные особенности и речевое развитие,
эмоциональное благополучие.


В ГКДОУ № 168 функционируют 4 групп компенсирующей направленности, из них 3 для детей с расстройством аутистического спектра и 1 для детей с умственной отсталостью. Тут созданы условия для успешного осуществления образовательного процесса и полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В соответствии с требованиями ГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ГОС ДО.

При построении коррекционной образовательной среды в ДОУ для детей с ОВЗ мы учитываем следующие принципы:

Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

Объекты для проведения практических занятий

Кабинет педагога - психолога и кабинеты учителей - логопедов, кабинет учителя-дефектолога.

Кабинеты содержит различные дидактические пособия, необходимые для оказания своевременной коррекционной помощи детям.

Т ак же в саду имеется музыкальый зал.

Библиотека

Библиотека в ГКДОУ №168 отсутствует. Книги для детей и педагогов находятся в методическом кабинете.

Спортивные объекты

Спортивный зал в ГКДОУ №168 отсутствует. Занятия проводятся в музыкальном зале или группе.

Средства обучения и воспитания

В нашем саду есть специализированные кабинеты психолога, учителя-дефектолога и учителя-логопеда. Что позволяет оказывать своевременную квалифицированную, консультативно-методическую, психологическую и психокоррекционную помощь детям, их родителям и педагогам дошкольного образовательного учреждения по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической адаптации.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Конструктивные особенности здания ДОУ «Детский сад №168 компенсирующего вида г.о.Макеевка" не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Тифлотехника, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок,  приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.

Специальные условия питания

ДОУ осуществляет питание детей в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20. В учреждении организовано сбалансированное четырехразовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню

 Создание отдельного меню для детей с ОВЗ не практикуется.

Специальные условия охраны здоровья

Медицинское обслуживание  детей с ОВЗ небольшой и средней тяжести в детском саду осуществляет врач-педиатр,  медицинская сестра

Доступ к информационным системам

Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается

Электронные образовательные ресурсы

Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют

Специальные технические средства обучения

В детском саду  имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:  

 - музыкальный центр, микрофоны (музыкальный зал);                                                                   

 - переносные колонки для проведения праздников на улице;

 - ноутбуки (в каждой возрастной    группе).

 - телевизоры (в каждой возрастной   группе).

  Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.

Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие и интернат на балансе ГКДОУ «Детский сад №168 компенсирующего вида г.о. Макеевка» отсутствуют

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie